16 августа 2004г. Через перевал Кузуяк. Кучерла. с. Тюнгур. Персональная страница Сергея Щетинина.
На главную страницу Отправить письмо
2004г. Восхождение на г.Белуху 4506м.

2003-2004

03.08.04
Кучерла. Треккинг.

04.08.04
пер. Каратюрек. МАЦ "Белуха".

05.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых.

06.08.04
МАЦ "Белуха". Сборы.

07.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых. Непогода.

08.08.04
МАЦ "Белуха". Снег. Общ. выход.

09.08.04

Тюнгур.

17.08.04
Дорога в Бийск.

Mountain Safety Research. Innovative adventure gear for outdoor enthusiasts.
Использовалась горелка MSR WhisperLite Internationale™ 600
Манарага! Покоряя вершины ...
Использовался рюкзак Таганай-60 Cord
Normal. Разработка и производство туристического снаряжения. Палатки.
Использовалась палатка Normal Отшельник
АЛТАЙ-2004

16 августа 2004г. Через перевал Кузуяк. Кучерла. с. Тюнгур.

Ночь была спокойной и тихой, лишь раз или два посреди ночи раздавался какой-то звук странный и громкий – скорее всего птица ночная гуляла, но мне спросонья стало казаться, что медведь страшный и все такое…

Проснулись в восемь утра. Выспались, отдохнули неплохо. Погода была обычная – голубое небо, облаков нет.

Сходил за водой к ручью и поставил литровую кастрюльку на горелку, чтобы вскипятить наш последний чай в горах. В горелке оставался последний бензин, граммов 20 всего, и были опасения, что этого количества не хватит. Но каково было удивление, что во-первых горелка «завелась», а во-вторых литр воды был все-таки на ней вскипячен. И после этого, открыв емкость для топлива, обнаружил, что там было пусто (две капли бензина не в счет)! Это нас впечатлило очень сильно, и мы были очень рады, что являемся счастливыми обладателями такой экономной горелки.

Попив чаю и доев последнее печенье и шоколад, мы взвалили свои рюкзаки на себя (и когда же придумают такие рюкзаки, которые сами бы шли?) и пошли на перевал.

Через час вышли на место, которое и было перевалом Кузуяк – почти все ветки деревьев здесь были обвязаны ленточками и тряпочками. Мы не стали заниматься этой ерундой с привязыванием, а просто посидели и отдохнули. За время отдыха я нашел еще ягод – это была черника. Впервые я пробовал чернику. Сам бы я не догадался, что это съедобно, т.к. не видел до этого вживую таких ягод, но Эвелин показала мне пример, и я потом попробовал. А сколько грибов здесь, этого не рассказать! Подберезовики, рыжики, маслята, сыроежки в таком количестве и такие большие и красивые, что грузовик можно было бы загрузить.

С перевала был виден Тюнгур - так далеко еще до него! Чувствуется, что сегодня будет нелегкий день опять. Но, главное, мы уже видим окончание нашего пути вниз.

Идти по дороге вниз было конечно не трудно, но путь был очень длинный и мы очень устали тащить эти рюкзаки на себе. На очередном привале сошлись на мнении, что рюкзаки у нас весят под тридцать килограммов.

По дороге вдоль пути росли целые леса красной смородины и малины. Малину, конечно, многие любили поесть и поэтому ее было мало, но вот красной смородины было очень много. За этот и за вчерашний день я съел не менее трех килограммов красной смородины. Было очень удивительно почему я еще в порядке, но организм требовал еще и еще. Я шел минут пять и ел собранную ягоду, потом останавливался у очередного куста и набирал еще горсть и шел дальше. С одной стороны, это наверное полезно, и очень хорошо утоляло жажду и голод (у нас уже ничего не было из еды), но с другой стороны слишком много однообразных ягод могло привести к нехорошему результату. К счастью, я ничего плохого не чувствовал после такого огромного количества красной смородины. Скорее всего в красной смородине содержались некоторые витамины, которых в моем организме вообще не осталось, поэтому я и был полном порядке. Да и вообще на желудок я жалуюсь редко.

Спуск с перевала до Тюнгура вымотал нас абсолютно, если можно так сказать. Путь шел сначала по дороге через лес, потом по овсяному полю, потом опять через лес, потом через село Кучерла и опять по полю. Жара была соответствующая солнечной погоде, и как у нас не случились разные тепловые и солнечные удары, мы слабо понимаем.

На последних метрах я ушел вперед к базе, на которой мы должны были установить свои палатки и дождаться машину, которая нас увезет в Бийск. Жан-Клод и Эвелин подошли к базе немного попозже – держались они, наверное, уже на каких-то скрытых возможностях своих организмов. Возле базы они просто сели и сидели минут двадцать без каких-либо движений, думая, скорее всего, что-то похожее на «какого черта мы здесь делаем?». Но это прошло.

На базе было кафе, в которое мы быстренько зашли и заказали себе плов, кофе, салаты и сок. Поели с аппетитом и стали пить сок. На троих выпили около трех литров сока и успокоились. Посидели еще немного и пошли на базу устанавливать свои палатки. Время было два часа дня.

База, на территории которой мы расположились и установили свои палатки, принадлежит фирме «БийскАлтайТур» из города Бийск и расположена с другой стороны дороги, почти напротив другой базы «Высотник» из Санкт-Петербурга. Мы выбрали бийскую фирму из-за того, что заранее у них по Интернету заказали транспорт отсюда до Бийска. Про «Высотник» я ничего сказать не могу, но информации про эту фирму скорее всего много в Интернете.

Установив палатки, я пошел узнать о том пришла ли наша машина и сколько стоят разные услуги здесь. Машина должна была прийти, как и было запланировано, сегодня ближе к ночи, чтобы завтра с утра нам уехать в Бийск. Легковая машина от Тюнгура до Бийска стоила нам 4000 рублей. За палатки мы заплатили 75 рублей, т.е. вернее 25 рублей с человека, независимо от того сколько палаток собираемся ставить. Баня вечером будет стоить 60 рублей с человека, если есть желание. Вот такие цены там.

Кушать мы уже запланировали в кафе, которое было тут же, так что все было нормально и мы занялись своими делами. Пока друзья отдыхали после пути, я пошел к реке Катунь, которая здесь была очень красива. Прозрачная вода реки просто завораживала. Я постоял немного и полез купаться. Хоть температура воды была не очень теплой, но раза три я нырнул, что меня очень освежило и помогло снять часть усталости. Настроение поднялось.

Ближе к вечеру пошли на экскурсию в село. Перешли по мосту на другую сторону реки, где собственно и расположено село Тюнгур, и почти сразу нашли магазин. Цены в магазине приятно нас удивили – все продукты стоили почти столько же, сколько и в Новосибирске, например пиво Miller было по 30 рублей за бутылку.

Мы решили отметить окончание наших мучительных спусков по этим длинным ущельям Алтая и купили себе пива, орешков, шоколада и минералки и пошли на берег реки, где отлично посидели, обсуждая последние дни и делясь впечатлениями. Наслаждались окружающей природой и понимали, что завтра нам придется попрощаться со всей этой красотой и мы вернемся опять в шумные и суетливые города.

Вечером, после посещения местной бани, которая оказалась вполне приличной и чистой, мы разошлись по палаткам. Спать сегодня пошли пораньше, оно и понятно.

К моменту наступления темноты машина еще не приехала, но администратор базы заверил нас, что она в пути; мы, в принципе, и не волновались, т.к. уже сил не было еще и волноваться о чем-то. Просто пожелали всем спокойной ночи и пошли спать. >>>

Вид в сторону с.Тюнгур с пер. Кузуяк.
Отсюда видно поле овсяное, с.Тюнгур, река Катунь и можно уже определить как долго вам еще идти вниз.

Дорога через поле, засеянное овсом.
В жаркую погоду пересекать это поле пешком с рюкзаком не доставляет удовольствия.

Дорога от с.Кучерла в сторону с.Тюнгур.
Можно сказать, последние метры остаются, а время все дольше и медленнее идет. Да и жара стоит невыносимая!