9 августа 2004г. Выход на ледник. "Томские стоянки" Персональная страница Сергея Щетинина.
На главную страницу Отправить письмо
2004г. Восхождение на г.Белуху 4506м.

2003-2004

03.08.04
Кучерла. Треккинг.

04.08.04
пер. Каратюрек. МАЦ "Белуха".

05.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых.

06.08.04
МАЦ "Белуха". Сборы.

07.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых. Непогода.

08.08.04
МАЦ "Белуха". Снег. Общ. выход.

09.08.04

Тюнгур.

17.08.04
Дорога в Бийск.

Mountain Safety Research. Innovative adventure gear for outdoor enthusiasts.
Использовалась горелка MSR WhisperLite Internationale™ 600
Манарага! Покоряя вершины ...
Использовался рюкзак Таганай-60 Cord
Normal. Разработка и производство туристического снаряжения. Палатки.
Использовалась палатка Normal Отшельник
АЛТАЙ-2004

9 августа 2004г. Выход на ледник. "Томские стоянки"

Погода с утра отличная, немножко облачков на вершинах гор, но это скорее всего из-за таяния вчерашнего снега.

После завтрака не наблюдаю никаких движений со стороны Жан-Клода и Эвелин, что-то не так. Вроде бы все условия для дальнейшего продвижения в сторону Белухи есть, но особого энтузиазма в их лицах нет.

При разговоре с ними узнаю, что у них и в самом деле нет желания делать попытки восхождения на высшую точку Сибири. Причина была одна – им хотелось побыть в как можно более уединенных местах, а тут народу наблюдается как на оживленной трассе. Т.к. они были уже не молоды, и в прошлом покорили множество вершин, то сейчас им главное спокойствие и получение удовольствия от окружающей природы. Вариант, когда нужно стоять в очередях на тропах или на перилах, когда с трудом отыскивается место под палатку, ради того, чтобы залезть на гору, им не подходил. Так что они выбрали для себя одно- или двухдневные экскурсии по округе Аккемской базы, а таких мест здесь хватало, а мне сказали, чтобы я шел дальше, попытался взойти на Белуху и не оставался здесь ради них, т.к. они понимали мое желание покорить этот пик.

Я сильно и не сопротивлялся, хотя и жалко было, что они не будут вместе со мной на восхождении. Я прекрасно понимал их чувства и также не стал настаивать на том, чтобы пойти дальше всем вместе. Договорились встретиться здесь на базе не позднее, чем через пять дней (включили в эти дни и запасной день), т.е. 13-го августа. Юля была тоже здесь, на базе, и ожидала нашего решения, т.к. Сергей Астахов закрепил ее за нами, как инструктора, хотя в инструкторах мы и не нуждались совсем.

Я рассказал ей о решении, и мы пошли от базы в сторону Томских стоянок вдвоем. Начали движение вместе, но потом я не выдержал очень медленного темпа, предложенного "инструктором", с тяжеленным рюкзаком медленно идти – только себе вредить, и ушел вперед.

Тропа от базы до ледниковой морены идет набитая и потеряться на данном участке пути просто невозможно. При подходе к леднику, тропа уходит на морену и местами теряется просто напрочь, и приходится идти по турам, которых понаставили все и везде, где не лень было.

Короче, при выходе на морену, если сбились с тропы, то лучше держать направление, а не искать нормальную дорогу. Тропы конечно есть, по крайней мере две, одна идет по высоте, а другая пониже, но нужно знать их, чтобы подняться или спуститься с неверного направления. Поэтому можно взять за ориентир ледник впереди, который уже выполаживается и не покрыт камнями, и идти к нему не теряя и не набирая высоты.

На язык ледника лучше не пытаться выходить там, где из него вытекает речка, а пройти по морене километр или два, до пологого льда. При подходе к этому месту видно, что переходы на ледник уже не представляют опасности и дальше скакать по камням не имеет смысла.

Выходим на ледник и идем почти что до самых первых разломов на леднике, что виднеются почти с самого начала движения. Здесь сходим слева опять на морену (в этом месте я хотел сфотографировать себя, используя автоспуск фотоаппарата, но при первой попытке с разбегу скатился под камень и фотография вышла только с моей кепкой, выглядывающей снизу из-под камня, а вот вторая попытка была более успешной), и вдоль границы между ледником и мореной, поднимаемся по последней на взлет, после которого идет пологий подъем с выходом на ледник. Здесь сильно вправо на ледник не уходим, а так и идем вдоль морены, но уже по леднику.

При подъеме по леднику на следующий взлет и повороте немного налево я увидел новый моренный вал с развевающимся на нем флагом. Это были «Томские Стоянки».

На Томских было много народу, но мест под палатки хватило бы еще не на один батальон. При подходе к месту, я увидел и ледник, про который читал в разных отчетах и который называется «арбуз», т.к. с определенной точки он и впрямь напоминает эту большую ягоду. Завтра по нему мы начнем наше движение по направлению к перевалу Делоне.

Почти все наши знакомые из большой группы были здесь. Сегодня у них были ледовые занятия и назавтра они готовились к выходу дальше, на Белуху. Все задавали мне вопросы типа почему я один, почему мои друзья не пошли и все такое. Многие думали, что Жан-Клод и Эвелин, как говорится, «не потянули» и остались внизу, опасаясь, что им не хватит сил на восхождение. Я отвечал всем, что это, конечно, не верное предположение и причина совсем не в этом. Про истинную причину я сильно не распространялся, т.к. многие ее просто не поняли бы, и восприняли бы это, как отговорку.

В общей сложности переход от базы до Томских занял у меня 7 (семь) часов! Ужасно долго. Все из-за того, что в начале я все-таки пытался сильно не бежать, в некоторых местах сидел, ожидая Юлю. Но потом, после очередного моего ожидания, занявшего у меня два часа сидения на леднике, мы успешно поссорились и дальше я продолжал движение один.

Назавтра по плану у всех было выдвижение с Томских до Берельского Седла (ББС) - это следующее место для ночевок, минуя перевал Делоне и плато ледника Менсу. Я тоже сказал Юле, что отрываться от группы не будем, и по возможности пойдем вместе. Т.к. палатка у нас одна на двоих, то выходим из лагерей по возможности в одно время, в течение дня мы идем своим темпом, если не получится идти вместе, и вечером опять встречаемся на следующем месте ночевки.

В этот день я сделал мало фотографий, можно сказать вообще их не делал, потому что забыл вчера взять свои батарейки, которые предусмотрительно заряжал почти 3 часа. Иду утром из базы, подхожу к морене, смотрю пищуха сидит на камне и позирует мне. Достаю фотоаппарат, щелкаю питание и ничего не происходит. Тут до меня и дошло, что батарейки остались в нашей «бочке», и заряжаться будут еще наверное дня два-три. У меня были с собой две пары полудохлых батареек и я решил, что будет лучше, если я начну снимать с вершины Белухи, при успешном восхождении, и потом на обратном пути.

Вечером все-таки нашел доброго человека на Томских стоянках, который мне дал запасную пару новых Duracell. Этим хорошим человеком оказался Сергей Астахов, который вернулся к вечеру с нового маршрута, на начало которого они сегодня со своей группой, состоящей из бывалых альпинистов, провешивали перильные веревки. Их группа предпримет попытку первовосхождения на пик, возле вершины Западная Белуха, который они намереваются назвать «пик Томский». Хотя у них же на сайте есть фотография с этого пика, или с попытки восхождения на данный пик, - альпинисты на вершине с флагом «пик Томский» - датированная 2003 годом. Возможно это просто прохождение нового маршрута на именованный пик, а не первовосхождение с целью названия нового пика. В этом году Томку 400 лет, в честь этого и предпринята попытка первовосхождения. Категория маршрута около 4а-4б. Новости об этом восхождении читайте на сайте фирмы «Промальп».

Погода в этот день, во время перехода, была хорошая именно для того, чтобы идти, не сильно потея и не мерзнуть. Было время рассмотреть красоты вокруг – для меня настоящая красота началась именно с этого дня, именно ради этого я рвался выше вверх, чтобы почувствовать высоту, чтобы увидеть все эти ледники, скалы, трещины и развалы. Временами набегала тучка и было прохладно. Пару раз даже казалось, что погода опять бесповоротно хочет испортиться, оглядываясь назад вниз по ущелью видно было, как висели такие черные и низкие тучи, что хотелось ускориться и бежать быстрей вверх. Но тучи ветер уносил через хребты и к вечеру, когда стоянки были уже достигнуты, погода стала безоблачной и ночью мы наблюдали опять красивое звездное небо.

Ужины, обеды и завтраки, начиная с этого вечера, мы уже готовили сами. У нас была отличная горелка MSR WhisperLite International, хорошо зарекомендовавшая себя на восхождениях 2001 года на пик Каракол 5216м и пик Огуз-Баши 5168м. На эти дни мы набрали разных продуктов, в основном сублимированных, и сегодня сготовили отличный супчик.

Перед сном отсортировали все вещи – завтра нужно взять лишь необходимое для восхождения, а здесь оставить разные ненужности типа кепок, треккинговых палок, лишних продуктов. На Томских стоянках есть домик, который принадлежит спасателям МЧС. Они нам разрешили положить свой сверток под полку на хранение. Домик довольно большой, человек десять могут разместиться в нем наверное без проблем.

На завтра был намечен ранний подъем. >>>

Вид Аккемского озера с морены по пути вверх.
Тропа вверх, к Томским стоянкам, идет по морене, а затем с выходом на ледник. Фото из Интернета.

По пути на Томские. Ледник. Камни.
Перед разломами на леднике с ледника опять переходим на морену. Белуха надвигается и окружает.

Западная Белуха с Томских стоянок.
Отсюда есть сложный маршрут на вершину по Аккемской стене. Фото из Интернета.

Домик спасателей МЧС на Томских стоянках.
Довольно вместительный деревянно-металлический домик. Фото из Интернета.