11 августа 2004г. Покорение пика Восточная Белуха 4506м. Персональная страница Сергея Щетинина.
На главную страницу Отправить письмо
2004г. Восхождение на г.Белуху 4506м.

2003-2004

03.08.04
Кучерла. Треккинг.

04.08.04
пер. Каратюрек. МАЦ "Белуха".

05.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых.

06.08.04
МАЦ "Белуха". Сборы.

07.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых. Непогода.

08.08.04
МАЦ "Белуха". Снег. Общ. выход.

09.08.04

Тюнгур.

17.08.04
Дорога в Бийск.

Mountain Safety Research. Innovative adventure gear for outdoor enthusiasts.
Использовалась горелка MSR WhisperLite Internationale™ 600
Манарага! Покоряя вершины ...
Использовался рюкзак Таганай-60 Cord
Normal. Разработка и производство туристического снаряжения. Палатки.
Использовалась палатка Normal Отшельник
АЛТАЙ-2004

11 августа 2004г. Покорение пика Восточная Белуха 4506м.

Сегодняшняя ночь была не очень нормальной в отношении сна. Часто ворочался, просыпался, прислушивался к окружающим звукам.

Все это можно объяснить беспокойством за предстоящую попытку восхождения, да и непривычно было наверное для моего организма спать на трех с половиной тысячах метров над уровнем моря, да еще и когда под минус двадцать снаружи (последнее было незаметно, т.к. спальник у меня был просто отличный). Хотелось, чтобы погода постояла хотя бы первую половину дня, а потом уже было бы не важно. Поэтому и прислушивался, а не стучит ли снег по палатке, не дует ли ветер сильней чем обычно.

В пять утра запиликал мой IBM WorkPad C3, который мне пригодился несколько раз в качестве будильника, а также был полезен для записей. Разбудил он меня ровно в пять утра.

Быстренько выглянул наружу и обомлел – такой чистой погоды просто не бывает, вдобавок очень красиво светил месяц и около него очень яркая звезда, скорее всего планета какая-нибудь, т.к. других звезд уже не было. Солнце еще не взошло, за бортом палатки было немного морозно. Одевшись внутри палатки и чуть ли не внутри спальника, и натянув пуховку, холода снаружи я не почувствовал. Шевелились люди еще в двух-трех палатках, собираясь выходить сегодня на вершину тоже.

Быстренько размялся, проснулся окончательно, оглядел утренние горы вокруг и начал топить воду для чая и супчика. Пока вода топилась, начали собираться на выход с Юлей. Она предложила попробовать выйти вдвоем раньше всех, чтобы подойти к перильным веревкам на гребне маршрута раньше всех. Я был конечно не против этого варианта, но сильно сомневался, что мы вместе сможем прийти туда раньше всех.

Вода закипела и мы попробовали сублимированную еду, которую взяли с собой на высоту, специально, чтобы долго не возиться с приготовлением пищи. Сегодня пробовали сготовить омлет – естественно ничего не получилось. То ли не смогли соблюсти пропорции воды, то ли просто не такая горячая вода или быстро остывала, но вкус приготовленной субстанции, омлет это не напоминало ни с какой стороны, отдаленно напоминал блюдо, которое едят люди в фильме «Матрица», на своем космическом корабле, судя по реакции персонажа, который впервые там это пробовал. Т.е. это представляло собой что-то, похожее на бело-желтую кашицу, безвкусную, а вернее невкусную, но, наверное, содержащую полезные калории. Пришлось мне ее через силу вливать в себя, а Юля вообще отказалась есть это и попила лишь чай с чем-то…

По шуму и обрывкам разговора вокруг, поняли, что наша группа, с которой мы поднимались сюда вчера, проснулась поздно и немного опаздывает с намеченным выходом и вообще не стала даже чай пить.

Мы собрались и вышли. Было двадцать минут седьмого. Погода была просто нереально чистая, безветренная и безоблачная. Солнце, уже было видно, начало вставать и опускается к нам с вершин окружающих пиков. Здесь, на выходе, мы не стали связываться и страховать друг друга, т.к. вчера многие прибегали сверху по одному и говорили, что мосты через трещины крепкие и опасных мест они не наблюдали. Опять же наверное благодаря тому, что в этом году выпало много снега. Через десять минут я опять таки ушел вперед, т.к. ну никак не мог выдержать медленный темп, и вышел на первый подъем, где меня поднявшееся солнце заставило немного раздеться.

Остановился я около большой трещины, перейдя ее по такому же большому мосту. Попробовал заглянуть вниз, и все-таки увидел дно, которое было далеко внизу и заканчивалось льдом, как будто бы там была застывшая лужа. Оглянувшись назад, я увидел, что первая связка нашей группы, уже обогнавшая Юлю, также остановилась, то ли для отдыха, то ли для того, чтобы скинуть лишнюю одежду. Впереди меня шла группа спасателей МЧС, которые вышли раньше нас на полчаса. Вообще, спасатели МЧС шли на Белуху, больше для себя, а не по работе, насколько я понял. Больше впереди не было никого, что радовало.

Я двинулся дальше вверх по тропе, которая тут обходила еще одну трещину и потом заворачивала направо. Красота! Это место похоже на плато, т.к. выравнивается и вот он, почти рядом, перевал ТКТ, немного слева и прямо по курсу. Также слева и прямо вершина Раздельная, и взглянув на нее, я увидел еще одну группу. Про эту группу я не слышал ни вчера ни сегодня с утра, скорее всего они прошли рано утром мимо нашего лагеря вверх откуда-то снизу. Они начали подниматься с подножия Раздельной на Белуху по маршруту 2б или 3а, как его некоторые классифицируют. Видно было, что в этом году, с большим количеством снега, этот маршрут менее удачный – первые идущие в группе просто были по пояс в снегу. Ну, пусть ползут…

Справа от меня возвышалась вершина пика Берельского. Ну, а вот впереди уже видна и главная вершина ради которой сюда и прибыли многие – пик Белуха (Восточная), 4506м. Между Белухой и Берельским есть перевал, возможно он называется Берельский, по гребню которого налево и уходит маршрут 3б. Там уже провешены перильные веревки, что облегчало подъем многих альпинистов.

За поворотом тропы вдруг встретил бегущего вниз альпиниста, он был налегке. Когда он подбежал ближе, то я узнал в нем вчерашнего фотографа, который также выходил фотографировать долины Казахстана на другой стороне хребта. Я узнал, что сегодня он встретил рассвет на вершине Белухи! Это значит, что вышел из лагеря он сегодня очень рано утром, в районе трех-четырех утра! Он рассказал вкратце, что красотища наверху была просто неописуемая в лучах поднимающегося солнца и он сделал несколько отличных кадров. А также он сказал, что от лагеря до вершины путь у него занял всего один час и пятьдесят минут – вот это я понимаю скорость! Пожелав удачи, он смылся вниз.

Я вышел немного выше и обогнул еще одну большую трещину. Повернул направо, перейдя трещину по снежному мосту, оказался на тропе, которая уже не сворачивая, вела на перевал и к началу гребневого маршрута. Впереди виднелась группа МЧС, их было пятеро и я понемногу их нагонял.

Минут через двадцать-тридцать я подошел под перила. Тут я оставил свою веревку 50м., которую тащил на всякий случай, т.к. были известия, что не хватает нескольких перильных веревок наверху. МЧС-цы сказали, что у них, если что, есть веревки и я свою могу оставить здесь, что я и сделал с удовольствием – тащить вверх просто так ее не хотелось.

Тут одели кошки – впереди был ледово-скальный подъем, местами крутой до 60-80 градусов. Ребята стали первыми уходить вверх по перилам. Я, как коняга, стоял позади них и все пытался убежать вперед их, но они не пускали, все-таки это они вешали месяц назад эти перила и сейчас должны были первыми идти по ним, проверяя их и восстанавливая, если нужно.

Они очень удивились, что я без жумара. Получился диалог:
- А как ты вверх собираешься идти?
- Ну, у меня же есть ледоруб, кошки и страховка!
- А как же без жумара?!!
- Используя ледоруб, кошки и скользящую страховку!
- Где это так ходят без жумаров, интересно? Ты откуда?
- Из Новосибирска.
- А вот оно что! (Почему-то многозначительно так это произнес…) Леха, дай ему «схватывающий».

Леха, один из них, выдал мне красивый репшнур и показал, как делается схватывающий, хотя я и сам знал этот узел. Я не стал спорить с ними и что-то доказывать или показывать, просто решил, что пойду за ними, т.к. это тоже не плохо быть в очереди пятым или шестым, на фоне того, что творилось сзади. А сзади накатывало три-четыре связки по пять-шесть человек в каждой!

С перевала между Белухой и Берельским по маршруту 3б сначала идут три-четыре веревки по снежно-ледовому склону до первых скал. Я дождался пока последний из спасателей дойдет до первой станции и пошел вслед за ними, используя «схватывающий». Это было абсолютно неинтересно! Никакого удовольствия не испытываешь, когда такой прекрасный склон, такая отличная погода, а ты держишься за веревку и тащишься по ней, вытягивая себя руками вверх. Я понимаю, что использование жумаров оправдано на более сложных маршрутах, когда нужно беречь силы для восхождения. Но здесь, нужно было получать именно удовольствие от настоящего восхождения, когда чувствуешь, что ты сам идешь вверх и твои кошки и ледоруб не просто так занимали место в рюкзаке.

Дойдя до первой станции, где ждал тот, с кем я недавно разговаривал о жумарах, я встегнулся страховочным концом к петлям и понял, что дальше я по-своему пойду. «Ну, как?» - спросил спасатель. «Неплохо» - ответил я, делая из их репшнура еще один страховочный конец для себя, чтобы на станциях быстрей перестегиваться, и вытаскивая ледоруб из-за спины.

Сзади подходила первая связка нашей группы, впереди шла Наталья. Она так же, как и я, держала неплохой темп и была в неплохом настроении. Я подождал пока она поднимется к первой станции и сказал, что я иду без жумара и она может идти почти сразу за мной, нагружая веревку для своего жумара, т.к. дальше я собирался идти на скользящей страховке и веревку не собирался нагружать. Мы подождали крика «свободно» сверху, со следующей станции и двинулись вверх.

Вот это было намного интересней, когда ты идешь, можно сказать, свободным лазаньем, надеясь только на себя, но конечно осознавая, что ты встегнут в общие перила и страховка у тебя есть на крайний случай. Про этот крайний случай тут мне некоторые говорили, и я понимал, что я иду не по правилам. Но, если придерживаться правил, в этом огромном количестве людей, которые впервые видели такие горы, ледники, веревки и жумары, то и четвертая часть этих людей не дошла бы и до Томских стоянок.

Поднялись до начала скал. Здесь уже меньше было работы ледорубом, и я частенько закидывал его за спину и карабкался вверх, цепляясь руками и кошками за уступы и трещины в камнях. Общий темп был очень медленный. Спасатели так и не пускали меня вперед, т.к. все еще не доверяли мне и заботились о безопасности - часто находили перетертые веревки и заменяли их на новые. Одна веревка вообще в хлам была перетерта – видно, что не одна сотня человек попользовалась этими перилами.

На одной из очередных остановок я оглянулся назад – очередь сзади выросла нешуточная. Мы с Натальей были в хорошем настроении и были рады, что идем в первых рядах сегодня.

Вылезли на высоту около 4000м. На запад было видно, как вдаль уходят горы и висят ледопады. На восток стало видно плато Менсу, по которому мы вчера шли на ББС. Это плато сбрасывалось вниз и получался потом большой и длинный ледник Менсу, или, как его еще называют, ледник Сапожникова. Обычно, а может быть и не обычно, по нему поднимаются на Белуху со стороны Казахстана. По крайней мере мы встретили на ББС казахского спасателя, который вел со стороны Казахстана по Менсу огромную группу в тридцать человек, которые хотели взойти на Белуху в следующие два-три дня – вот будет тусовка здесь!

Взобравшись по гребню еще выше, мы увидели далеко внизу свои палатки, стоящие на ББС. Т.е. сегодня нас могли наблюдать снизу точно так же, как и вчера мы наблюдали спускающихся здесь. Прошли мы уже веревок девять, впереди видно было, что маршрут по скальному гребню заканчивается.

Вышли на снежный гребень, который был пологий и длиной метров в 150, потом начинался снежный подъем на вершинный купол длиной метров сто. На этом подъеме виднелись еще две провешенные перильные веревки, так что, казалось, все нормально, и информация о том, что последние две веревки отсутствуют, была не верна.

Подошли мы под подъем и тут увидели, что с вершины спускается парочка альпинистов. Они взяли и отвязали верхнюю веревку и спустились до самого низу, оставив ее висеть, привязанной к станции посередине подъема. Сказали, что так и было и они использовали свои ледобуры, чтоб ее вверху прикрепить. К этому моменту, я обошел спасателей МЧС и был первый к подъему. Говорю ребятам: «Давайте я провешу последнюю перильную веревку?» И они без всяких возражений (один из них даже смешно сказал про меня: «Мужики, да видно, что он соло ходит нормально!»), выдали мне веревку и я пошел вверх.

Это было очень захватывающе: доверие повесить перильную веревку, свободный подъем только на кошках плюс ледоруб, отличная погода, как в сказке, и, получается, я четвертый буду сегодня на вершине! Взобравшись быстренько вверх, нашел то место, куда обычно вкручивали ледобуры для станции, сдвинулся немного вправо, ввертел три ледобура для гарантии, организовал станцию. Принял следующего за мной и пошел дальше. А дальше оставалось всего лишь метров тридцать пологого подъема по вершинному снежному куполу.

И вот она - вершина! Подъем занял пять часов от лагеря внизу до вершины. Так долго получилось из-за низкой скорости передвижения впереди идущих спасателей. При других обстоятельствах на этот участок ушло бы не более трех часов, я думаю. Но главное - я здесь.

Сначала я подошел к знаменитому колокольчику, который висит на ледорубе. Это своего рода символ, тур на вершине. Видно многие ленточки, завязанные вокруг всего, на что можно навязать их. Также на камнях были прибиты таблички с именами тех, кто когда-то погиб здесь, поднимаясь или спускаясь. Я с удовольствием подилинькал в колокольчик, затем сфотографировался с ним, моим ледорубом и флагом фирмы «Туркестан». Дальше я взбежал на вершинный карниз – он был впечатляющий! Отсюда было видно все вокруг на расстояние наверное в … да много, короче, километров.

С погодой нам повезло просто сказочно! Не верилось, что уже третий день стоит такая безоблачная солнечная погода, и на горизонте не было видать и намека на то, что она скоро испортится.

Я сходил на карниз, сделал фото Аккемского озера, откуда я стартовал позавчера и где сейчас пребывали мои друзья, хотя может быть и ушли сегодня куда-нибудь на радиальный выход. Также впечатлили виды пика ХХ лет Октября и Западной Белухи на фоне уходящего вдаль горизонта. Затем глянул на восток, в сторону Монголии – там просто вдаль уходили близлежащие хребты и где-то далеко на горизонте блестели снежные массивы, лежащие уже на территории Монголии или Китая.

Стал подходить народ. Я уселся в безопасном месте на карнизе, и попросил приходящих альпинистов сделать мое фото на вершине. В одном из них я с большим удивлением узнал того парня, кто утром уже был на вершине и которого я встретил при подъеме. Естественно было спросить о цели его второго восхождения в один и тот же день, я понимаю погода хорошая и вершина неплохая, но все же… Тут мы можно сказать и немного познакомились. Зовут его Трубачев Алексей, он профессиональный гид и уже подыскал клиента с утра внизу в лагере после первого восхождения и поднял его наверх. Да еще получается, что они обогнали всех идущих сзади нас. Правда его клиент, дяденька из Челябинска, который первый раз вообще в горах оказался, забыл какую-либо фото и видеотехнику, чтобы запечатлеть себя на вершине. Попросили меня сфотографировать их, что я с удовольствием и сделал.

Затем еще подошел к краю карниза, и сделал еще одно фото ледника Менсу – все-таки красиво он смотрится сверху. Проведя более получаса на вершине и впитав в себя все необычные ощущения от окружающих пейзажей, надышавшись высотным воздухом, начал подумывать о спуске вниз. Встретил Наталью и других из нашей группы, поздравил с успешным восхождением. На вершину вышел оператор группы, обалдевший от радости, он тоже впервые был на таком восхождении. Я ему помахал в камеру, сказал какие-то слова и пошел к спуску. Здесь уже была очередь. Люди поднимались по перилам на вершину, и, естественно, я не мог вклиниться против их движения. Посидел, подождал еще минут двадцать.

Вид на Казахстан и ледник Берельский был отсюда очень обширный и чистый. Также отсюда было видно интересное место: видно, как ледник Берельский, из которого вытекает река Бухтарма, которая потом превращается в Иртыш и уходит в Казахстан, и ледник Катунский (Гоблера), который дает начало реке Катунь, разделяются узким хребтом, есть место, где между реками всего лишь около двух километров. Реки разделяются и уходят в разные страны, и только через тысячи километров соединяются в реку Обь.

Спасатели быстренько сбегали на вершинный купол, сфотографировались, и пошли сразу вниз. Я опять их стал ждать, пока они закрепят веревку на спуск и последний из них спустится с верхних веревок. Подошел Алексей с клиентом, они пошли впереди меня вниз, по провешиваемой уже спасателями спусковой веревке параллельно подымающейся. Я за ними.

Всем встречающимся знакомым из нашей большой группы, которые подымались вверх, я говорил, что осталось им еще немного и что наверху очень красиво и что я пошел вниз и буду встречать их в лагере горячим чаем.

Спускаться все равно получалось быстрей, хоть и опять получилась очередь на спуск. Вот уже и перешли на скальный участок и справа уже видны ледопады. Отсюда обратил внимание на ту группу, которая с утра пошла на классический маршрут по снегам. Ничего у них не выходило, они еще даже не достигли седловины между вершинами и сидели, уставшие возле очередной трещины, к этому времени снег там был уже совсем рыхлый и ступени на нем не держались по все видимости. Если таким темпом они будут пытаться пойти дальше, то, скорее всего, смогут достигнуть вершины только к полуночи.

На перевале между Белухой и Берельским ждало своей очереди подняться много народу. Сегодня, по всей видимости, будет богатый день для Белухи – человек двадцать пять попытаются потопать вершину. Я взял свою веревку, оставленную здесь перед подъемом по перилам, снял кошки и пошел вниз. По пути встретил еще пару связок по четыре-пять человек, идущих вверх, пожелал им удачи.

Вот и поворот, откуда уже видны наши палатки. Погода все так же прекрасна и не видно нигде на горизонте и намека на облака… Настроение было прекрасное, я воткнул ледоруб в снег, поставил на него фотоаппарат, включил десятисекундный автоспуск и запечатлел то, как я счастлив и доволен на фоне такой красоты, которую советую всем увидеть когда-нибудь воочию.

К палаткам я спустился к 14:10. Услышал скудные поздравления насчет успешного восхождения, пить ни у кого не было, опять никто не предложил и глотка воды. Обидно. Отдохнул пару минут, взял горелку, большие емкости для воды и начал топить снег. Сначала конечно вскипятил пол-литра, чтобы было быстрей, т.к. жажда была очень сильная. Попил, почувствовал прилив сил, устроился поудобнее и начал топить снег в большие емкости.

На тропе сверху пока что никого спускающегося не было видно. Минут через пятнадцать появились первые восходители – это была Наталья с Тимофеем, ее мужем. К этому моменту воды уже было много и, когда они подошли к палаткам, мы заварили компот, который пришелся очень кстати.

Затем, в течение двух с половиной часов наверное, приходили с разными интервалами остальные участники нашей группы и всех мы встречали поздравлениями и вкусным компотом с хлебом и консервированной рыбой. Все были рады и делились впечатлениями о своих сегодняшних подвигах. Моя горелка натопила снега и вскипятила не менее десяти литров воды на одной с половиной заправке, что несказанно всех обрадовало. Сюда наверх все брали газ и газовые горелки, но немного видать просчитались с количеством газа, и моя помощь была кстати. Еще раз скажу, что горелка MSR – очень экономичная и практичная.

К концу наших чаепитий сверху прошла группа, которая пыталась взойти на Белуху по классике. Восхождение им не удалось и они пошли вниз. Причиной они назвали неожиданно большое количество снега в этом году. Проходили вниз грустные все такие, как будто это была последняя попытка в их жизни.

К вечеру все сготовили праздничные ужины, спасатели напились спирта и легли вскорости спать, а я достал из широких рюкзаковских глубин бутылочку казахского коньяка «Туркестан», который купил в Алматы еще в начале июля, и мы (я, Юля, Елена Тирская и Федор Войцик) отметили сегодняшнее событие. Елена принесла баночку красной икры, так что сегодняшний ужин у нас получился и впрямь праздничный. С ними очень приятно общаться. Я очень рад, что познакомился с ними.

Ночевка сегодня опять на ББС, т.к. погода, что удивительно, стояла хорошая и спешить уже было некуда. Отсюда конечно можно спуститься до Томских стоянок сегодня, а завтра дойти до Аккемской базы, но смысла в этом не видел никто. Ведь если стартовать завтра с утра отсюда, то также к вечеру можно прийти до Аккемского озера. Тем более, что сегодня все устали и двигаться с тяжелыми рюкзаками не хотелось никому.

Перед сном сегодня опять наблюдали звездное небо. Облаков к вечеру так и не появилось, что в нас вселяло надежду на завтрашний хороший день. >>>

Ледопады на маршруте при подъеме на Белуху.
Гребневой маршрут 3б на Восточную Белуху проходит справа от ледопадов.

Выход на вершинный купол Восточной Белухи.
Отсюда остается всего лишь метров тридцать - и вы на вершине.

Карниз на вершине Восточной Белухи.
В хорошую погоду отлично видно Аккемское озера вдали.

Я сижу на вершине Восточной Белухи.
В общей сложности, от ББС до вершины, подъем занял около четырех-пяти часов.

Ледник Менсу с вершины Восточной Белухи.
Другое название ледника - ледник Сапожникова.