2 августа 2004г. с.Тюнгур. Кучерлинское ущелье. Треккинг. Персональная страница Сергея Щетинина.
На главную страницу Отправить письмо
2004г. Восхождение на г.Белуху 4506м.

2003-2004

03.08.04
Кучерла. Треккинг.

04.08.04
пер. Каратюрек. МАЦ "Белуха".

05.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых.

06.08.04
МАЦ "Белуха". Сборы.

07.08.04
МАЦ "Белуха". Отдых. Непогода.

08.08.04
МАЦ "Белуха". Снег. Общ. выход.

09.08.04

Тюнгур.

17.08.04
Дорога в Бийск.

Mountain Safety Research. Innovative adventure gear for outdoor enthusiasts.
Использовалась горелка MSR WhisperLite Internationale™ 600
Манарага! Покоряя вершины ...
Использовался рюкзак Таганай-60 Cord
Normal. Разработка и производство туристического снаряжения. Палатки.
Использовалась палатка Normal Отшельник
АЛТАЙ-2004

2 августа 2004г. с.Тюнгур. Кучерлинское ущелье. Треккинг.

Ближе к утру подъехали к какому-то вагончику – оказалось погранпост. Тут все сдали паспорта, оформили какой-то список и минут через 20 нас уже пропустили дальше. Дальше начинается приграничная территория – здесь Россия граничит с Казахстаном, кстати, г. Белуха с севера - российская, а с юга – казахская.

Когда стало светать, то стало иногда видно, что за природа мелькает за окнами, но многое мы так и не увидели, т.к. был туман. Поэтому мы оставили рассмотрение окружающего ландшафта на обратную дорогу и все-таки попытались поспать до приезда в с. Тюнгур.

Приехали в конечный пункт в 7:30 утра. Ночь прошла бессонной, поэтому было совсем неохота начинать какие-то действия, да еще и если представить рюкзак за спиной. Вся группа в 49 человек вышла из автобуса и к нам подъехали 2 трактора с прицепами, даже три!

Тут стоит сообщить, что мы пользовались многими услугами фирмы «Промальп»: транспорт, использование лошадей для перевозки багажа, питание, проживание в базовом лагере «Аккем», страховка на время треккинга и восхождения. Без приобретения данных услуг было бы просто невозможно для нас осуществить пребывание в две недели в горах Горного Алтая (если только представить то количество пищи, которое пришлось бы с собой нести). Хотя, как мы потом убедились, много туристов и альпинистов все тянут сами, но, это, поверьте мне, просто невыносимо трудно и неудобно, если предполагается провести в горах вдалеке от последних сел около двух недель. Что касается нас, то первые 3 дня, от Тюнгура до Аккемского лагеря, нам нужно было идти вместе со всеми, т.к. питание у нас было централизованное. Так вот, подъехали тракторы, в один мы загрузили все свои рюкзаки и сумки, в остальные два мы загрузились сами, предварительно перейдя на другую сторону Катуни по местной достопримечательности – подвесному мосту. Мост красив, ничего не скажешь, особенно на фоне окружающих гор и прозрачной воды Катуни. Одна из телок местных составила нам компанию.

Загрузившись, тракторы повезли нас вверх по ущелью Кучерла километров на 10, до места Елань, где кончалась дорога, проходимая для этих железных динозавров. Пока ехали в прицепах, я обратил внимание на местную растительность. Лиственницы вокруг имели вид такой, что сразу было ясно, что эти места просыхают от сырости очень редко – с нижних веточек свисали гроздья какого-то вьющегося мха, трава вся блестела и на земле рос мох почти везде. Стало немного неуютно, т.к. хорошей водозащитной одежды у меня, ну как обычно, не было, разве что кусок пленки пластиковой 2х2 м. Да и погода с утра была очень серая – прохладно, сыро и временами дождь.

Тут мы выгрузились, нас встретили лошади и мы стали готовиться к пешему походу, а так не хотелось из-за усталости и сонливости! Выгрузили из рюкзаков все то, что нужно будет только для восхождения (это кошки, ледорубы, веревки…) – все, это сейчас ненужное повезут лошади, и это здорово, а то б мы и не начали б свое путешествие из-за неподъемности наших рюкзаков.

Приготовленный обед и чай немного нам подняли настроение и в 11:00, мы одели на себя пока что дружественные рюкзаки, и, в путь.

Тропа идет немного с подъемами вверх вдоль реки Кучерла. Пересекли поле, где мы учуяли знакомый запах – это цвела конопля! Рельеф и ландшафт обычный для этой высоты в 1000-1300м: лес, кустарники, трава, крупные кузнечики. Ближе к реке больше топких и грязных мест.

По тропе этой можно долго идти вверх по реке, можно и до озера Кучерла так дойти, но нам нужна была развилка, где тропа уходит влево вверх, по направлению на перевал Каратюрек. Путь через этот перевал является популярным для групп, которые пользуются лошадьми, т.к. только через данный перевал соглашаются конники идти от Тюнгура до Аккемского озера. Развилка троп может быть с легкостью и пропущена туристами, т.к. сильно ничем и не выделяется, если не считать маленькую дощечку прибитую к дереву. Так что будьте внимательны на развилках. До этой развилки мы шлепали по размокшей тропе около 3 часов. Стало понятно, что наша скорость сильно отличается от оптимальной и до первого лагеря нам придется сейчас подниматься круче вверх в течение еще 2-3 часов. Не думали мы, что первый день будет такой длительный в отношении пешего перехода.

При подъеме вверх, ландшафт и окружающие горы четко напомнили такой же подъем на приют «Сирота» в Каракольском ущелье Киргизии. Подъем идет крутовато по лесу, затем по окончании леса появляется выполаживание и выходим на поляну, в окружении скалистых гор. В конце поляны виден новый кусок леса, за которым опять идет крутенький подъем перед следующим выполаживанием. Ностальгия меня там обуяла просто невыносимо: я присел под елочкой и смотрел на тропу и вспоминал былые времена.

Шли мы своей скоростью и уже начинали думать, что до лагеря не дойдем, а поспим где-нибудь на подходах, но тут догнал нас караван лошадей, и погонщик сказал, что до первого лагеря осталось совсем немного. И точно, за следующим поворотом и пригорком мы увидели кучу палаток и дым костра. Счастье!

Палаток стояло около 20 штук (!!!), что за пионерский слет? Никогда такого скопления палаток не видел прежде. Свои палатки установили в стороне от этого шумного лагеря, т.к. хотелось отдохнуть и поспать спокойно. Пошел дождь, и не прекращался всю ночь. Наши палатки стояли под развесистыми соснами и поэтому внутренности, включая нас, не пострадали от воды. Хотя мне очень хотелось проверить водоустойчивость своей новой палатки, но я пожертвовал своими желаниями в пользу спокойной ночи, что оказалось правильно, т.к. отдых был необходим.

Во время ужина и вечернего чая познакомились со многими окружающими нас туристами и альпинистами. Людей со всех концов России можно было встретить уже в конце первого нашего дня: Владивосток, Барнаул, Екатеринбург, Новосибирск… И это было только начало. Разговаривая с парнями из Екатеринбурга, которые шли самостоятельно, но наняли трех или четырех лошадей, мы выяснили многие нюансы относительно найма лошадей. С этого года, а может быть и раньше так уже было, все лошади и их хозяева стараются быть едиными, или кто-то (предположительно сидящий на базе «Высотник» в Тюнгуре) старается руководить ими. Цены на лошади выросли и теперь стали 500р в день за лошадь. Т.е. предположим вас двое человек, и вы хотите идти налегке от Тюнгура до Аккемского озера и хотите взять 2 лошади под груз. Идете на базу, где сидит «менеджер» этих лошадей и договариваетесь (этот вариант надежнее, т.к. есть ответственный человек, который нанимает людей и лошадей, и который потом отвечает за услугу, а не какой-то алтаец-коневод). Получается, что у вас минимально уйдет 4500р на лошадей, не меньше. 3 лошади (одна для погонщика) по 500р на 3 дня (2 дня до места и один день для спуска лошадей домой).

Можно, конечно, постараться выйти напрямую хозяев лошадей в Тюнгуре или Кучерле, это будет немного дешевле, но уже надежности будет меньше. >>>

с. Тюнгур. Мост через реку Катунь.
Известный подвесной мост через реку Катунь в с. Тюнгур. Машины тоже по нему могут по одной пересекать реку.

Кучерлинское ущелье.
Длинное, красивое ущелье. Только в пасмурную погоду сыро и грязно на тропах.

Поляна перед первым лагерем.
В этом месте начинаются попадаться первые сосны, а до этого лишь лиственницы.