Персональная страница Сергея Щетинина. Фото Кыргызстана, Каракола, Иссык-Куля, Алтая, Монблана, восхождения, отдых, путешествия
На главную страницу Отправить письмо
2004г. Восхождение на г.Белуху 4506м. Аккем, Кучерла, Каратюрек, Шамбала, Томские стоянки.

2012

Алтай-2004. Белуха.

Все статьи сайта...

Альпиндустрия Новосибирск: Туризм, альпснаряжение, лыжи, экипировка, одежда

Поддержите сайт в каталоге ресурсов NGS.RU

Сергей Щетинин: Озеро Иссык-Куль Киргизия Каракол Новосибирск - новости сайта в формате RSS/XML shetinin.com
2010. Озеро Ала-Куль
Август 2010. С Каракольского ущелья в Алтын-Арашан через озеро Ала-Куль

Планировали мы этот поход давно, несколько лет. Азат, мой одноклассник, с которым мы почти ежегодно встречаемся, когда я приезжаю в Киргизию, давно уже хотел побывать на озере Ала-Куль. В 2008 и 2009 годах этот треккинг у нас не сложился – то погода была затянувшейся пасмурной, то не собирались все участники, которые заранее давали положительный ответ на то, чтобы на несколько дней пропасть в горах. И вот, в этом 2010 году, когда я приезжал в феврале на горнолыжную базу Каракол и встретился с Азатом и Айнурой, мы окончательно решили, что пойдем – хватит откладывать. Запланировали поход на август – самый стабильный месяц, в плане погоды.

Подошло время, я взял отпуск и прилетел в Киргизию, Айнура выкроила перерыв между своими треккингами (а это было непросто для нее – ведь она гид, и заказов на лето, и особенно август, было немало в этом году), Азат тоже воспользовался отпуском и ехал в Каракол. На 17 августа у нас был запланирована общая встреча и обсуждение похода. Но тут так получилось, что вместо трех-четырех человек в поход собралось девять. А предшествовало этому то, что за день или два до общего сбора у нас произошла встреча одноклассников, на которой нашу идею похода на озеро Ала-Куль одобрили еще несколько человек. Итак состав участников:

1. Азат (Бишкек) – одноклассник, инициатор идеи похода, рыбак еще тот
  2. Айнура (Каракол) – одноклассница, самый красивый и добрый гид Киргизии
  3. Алина (Санкт-Петербург) – девятиклассница, племянница Асхата
  4. Асхат (Каракол) – одноклассник, мой лучший дружище
  5. Володя (Каракол) – коллега Асхата по работе (Кумтор), увлекается хомячками
  6. Жаныл (Бишкек) – одноклассница, подруга Айнуры, юрист
  7. Лариса (Новый Уренгой) – одноклассница, северянка
  8. Люба (Новосибирск) – моя дочка, самый юный участник похода (9 лет)
  9. Сергей (Новосибирск) – да это я

17 августа мы обсудили по дням весь поход, распределили меню на все приемы пищи в треккинге и пошли закупать продукты. Параллельно мы искали транспорт на первый день, на котором мы смогли бы добраться вверх по Каракольскому ущелью до альплагеря. Также мы взяли напрокат несколько рюкзаков, палатку, спальные мешки для тех участников, у кого не было необходимого снаряжения. 18 августа 2010 в районе обеда мы собрались в центре города Каракол, потрапезничали в одном из кафе и двинулись на УАЗике типа «таблетка» в горы (цена заброски всего 60$, зато экономия времени в несколько часов).

План треккинга (похода) у нас был такой:

1 день. Заброска на машине до альплагеря в Каракольском ущелье (20км). Подъем от моста через реку Каракол вверх до приюта «Сирота» (высота около 2800м). Ночевка

2 день. От приюта «Сирота» вверх до озера Ала-Куль (высота 3532м). От озера Ала-Куль до перевала Ала-Куль (высота около 3800м) и вниз. Ночевка в зоне альпийских лугов или леса.

3 день. От места ночевки до курорта Алтын Арашан. Ванны. Кофе. Ночевка

4 день. От курорта Алтын Арашан вниз до курорта Ак-Суу через перевал Орток. Каракол.

В принципе, мы выдержали этот маршрут, и спасибо всем участникам за проявленную выдержку и поддержку в трудных моментах. Главная цель нашего похода - озеро Ала-Куль (в переводе означает "Пестрое озеро" из-за изменчивого цвета воды) - достигнута. Как бонус мы прошли перевал Ала-Куль высотой 3800м, покупались в горячих источниках курорта Алтын-Арашан, поели грибной суп и собранных нами же сыроежек, шампиньонов, опят и груздей (специально для Асхата), помучились с перевалом Орток, который привел нас в ущелье Ак-Суу. Особая благодарность моей дочке Любочке за такую силу воли и терпеливость (подчас казалось, что это не первый ее поход в горы и сразу на такую высоту и сложность, а обычная прогулка в школу), и чон рахмат и many kisses нашей прекрасной Айнуре – ее доброта, помощь, выносливость и скромность достойны многократного упоминания.

В первый день, пока ехали в машине по Каракольскому ущелью, погода резко испортилась и пошел очень сильный ливень. Даже сначала подумали, что первая ночевка будет сразу, как вылезем из машины в конце пути. Но все обошлось. Забегая вперед скажу, что с погодой в походе нам очень и очень повезло!

Все интересные моменты треккинга Каракол (1800м)Каракольское ущелье (2000м)приют «Сирота» (2800м) - озеро Ала-Куль (3532м)перевал Ала-Куль (3800м)курорт Алтын Арашан (2300м)перевал Орток (2300м)курорт Ак-Суу (1900м)Каракол (1800м) отражены в наших фотографиях, к каждому фото добавлено описание и наши комментарии, так что приятного просмотра. Как обычно, лучше начать с первой фотографии, располодженной снизу и использовать ссылки навигации далее, чтобы переходить к следующей. Если у кого-то имеются вопросы, комментарии, предложения – пишите обязательно на мой email. Ваш Сергей Щетинин.

Через полчаса после установки лагеря под перевалом Ала-Куль, когда был готов уже суп и чай, проснулась Люба. Усталость, как рукой сняло, и, одев пуховку, она стала прыгать вокруг нас и выглядела так, как-будто готова идти уже дальше.
Ужин в лагере под перевалом Ала-Куль. Люба ожила.
Утром проснулись уже тогда, когда солнце светило нам в палатки. Погода стояла прекрасная, все вставали с хорошим настроением. Обычная утренняя суета - умывание, удобрение и полив окружающей растительности, завтрак. Хоть и были все вещи сухие, но мы вывесили по привычке наши спальные мешки на палатки, и начали потихоньку собираться в дальнейший путь вниз, от перевала Ала-Куль к курорту Алтын-Арашан
Утренние сборы. Лагерь под перевалом Ала-Куль
На высоте выше 3000 метров уровня моря в Киргизии встречается этот романтический цветок - Эдельвейс (или леонтоподиум, лат. Leontopodium). Не стало исключением и наше расположение лагеря под перевалом Ала-Куль, на фоне которого и сделано фото этого цветка.
Эдельвейс на фоне перевала Ала-Куль
Много кадров сделано с цветами, которые росли вокруг нашего лагеря под перевалом Ала-Куль. К сожалению, я не знаю названий всех цветов, что мы видели, но они были очень красивые.
Цветы в лагере под перевалом Ала-Куль
После того, как проснулись, умылись, позавтракали, собрали палатки и рюкзаки, мы покинули свой лагерь под перевалом Ала-Куль, и пошли вниз, к ущелью Алтын-Арашан.
Пошли вниз от места ночевки.
Почти что сразу при начале движения вниз, увидели небольшое стадо, табун, или вернее табунчик лошадей, которые мирно паслись неподалеку от нашего места ночевки под перевалом Ала-Куль. Т.е. если есть желающие подняться на такую высоту на лошади - думаю не проблема это осуществить, поговорив с хозяевами лошадей, и организовав конную заброску к перевалу.
Табун (-чик) лошадей под перевалом Ала-Куль.
Идя вниз по тропе, Люба и Володя оживленно болтали. Я шел позади, и иногда до меня долетали отрывки их разговоров, то это был разговор для чего нужна шея человеку, то разговор о том, как покормить правильно пасущихся животных.
Люба и Вован. Разговоры и обмен опытом.
Небольшой привал у нас был у маленького озерца, которое мы встретили по пути. Сначала мы предположили, что это озеро подпитывается какими-нибудь ручьями, или талыми водами, или дождями. Но желтый цвет воды нас немного смущал, сделали предположение, что это туалет открытого типа. И мы оказались правы - подошедший бычок не только подтвердил наши предположения, но и дополнил их тем, что это местный водопой. Так что круговорот воды тут в самом наглядном примере!
Привал у желтого озерца. Круговорот воды в горах.
Ну пути с Ала-Куля вниз к курорту (ущелью) Алтын Арашан сделали фото у большого камня и куста арчи - Люба Щетинина и Сергей Щетинин.
Щетинины: Любовь и Сергей. Тропа от Ала-Куля на Алтын-Арашан
На высоте около 2600 метров над уровнем моря стали появляться заросли арчи, через который шла тропа. Мы следовали по левому краю ущелья, и скоро нам предстояло пересечь речку, чтобы перейти на правую сторону.
Тропа на Алтын-Арашан пошла через арчу
В том месте, где нам предстояло пересечь небольшую речку, чтобы перейти на правую сторону ущелья, располагалось стойбище. Палатка пастуха была пуста, да и самих животных не было здесь. Асхат и Володя обнаружили какие-то странные следы недавнего присутствия и пристально их изучали (на самом деле они смотрели на кусок соли, обсуждая, для чего он тут лежит)
Стойбище. Баранов нет.
Еще одно знакомство Любы - теперь кормим лошадку, которую встретили на другой стороне ущелья. В этот раз животное было более сговорчиво и даже взяло траву с руки Любы.
Знакомство Любы и лошадки
Вскоре мы достигли первых елок, спускаясь вниз от перевала Ала-Куль на курорт Алтын-Арашан. Это означало, что идти нам осталось около часа. Тропинка нырнула вниз, в лес, и мы тоже.
Зона леса по пути с Ала-Куля на Алтын-Арашан
По лесу путь не совсем долгий, но местами крутоват. У некоторых уже были натерты ноги, болели коленки и просто чувствовалась усталость. Спускались осторожно, используя подручные средства.
На фото: Алина, Люба, Жаныл и Азат.
Спуск в ущелье Алтын-Арашан
Спустившись к реке, мы решили остановиться на небольшой обеденный перерыв. Пока снимали рюкзаки, девчата увидели, что вокруг растут грибы. Мы не стали долго раздумывать, разбрелись по сторонам, и насобирали грибов, которые пошли бы на суп или "жареху" на ужин. Это были сыроежки, шампиньоны, опята и пару груздей, по просьбе Асхата.
Грибное место. Алтын-Арашан
После перерыва на обед, внизу, около реки Арашан, мы продолжили путь к домикам, которые, если смотреть на фото, будут через метров 600. Тот зеленый склон, справа на фото, который после склона с лесом, именно под ним и расположена небольшая долина, в которой и приютился курорт Алтын Арашан.
На подходе к Алтын-Арашану
К тому времени, как мы уже почти пришли на курорт Алтын-Арашан со стороны перевала Ала-Куль, солнце клонилось к закату, а на небе появились более кучерявые облака. Оглянувшись назад, в сторону истоков ущелья Арашан, мы увидели красивую вершину, освещенную солнцем - пик Палатка. Высота этого пика почти 5000 метров, и среди нас был участник, который побывал на этой вершине - конечно же это Айнура - за ее плечами очень много покоренных пиков этого района!
Пик Палатка. Вид с курорта Алтын-Арашан
Вот и дошли мы до места назначения - курорт Алтын-Арашан.
Впервые я здесь побывал зимой 1994 года, когда наш учитель физики предложил нам сделать поход на лыжах. Мы в тот далекий день прошли на лыжах от ущелья Кашка-Суу (там где водокачка и горнолыжная база) до курорта Алтын Арашан, перевалив через хребет, разделяющий ущелье Кашка-Суу и Ак-Суу в районе лесхоза.
С тех пор почти ничего не изменилось. Тот же колхозный двор с домиками (только теперь эти дома вроде как выкуплены коммерческой организацией, гордо называющей себя ОсОО Arashan Travel), те же домики-ванны (ну немного обустроены лучше, по сравнению с прошлым), тот же мост через реку Арашан и та же маломощная мини-гидроэлектостанция. Из того что удивило - с плохой стороны: это какие-то нереально высокие цены, что для иностранцев, что для местных; с хорошей - это коло домиков вывели водопровод с чистой водой, теперь не надо с ведрами ходить на другую сторону реки к родникам.
Курорт Алтын-Арашан
Установив лагерь у домиков Алтын Арашана, Асхат познакомился с местными ребятами, у которых были лошади. Одну из лошадок дали для того, чтобы наши девчата покатались на ней. Алина и Люба были довольны такому завершению дня. Если кого то интересует катание на лошади на курорте Алтын Арашан летом - то с этим проблем не будет.
Люба и Алина - вечернее катание на лошади. Курорт Алтын Арашан.
Как упоминалось ранее, на последнем привале в ущелье Арашан мы насобирали грибов. Подходило время ужина и мы решили сварить грибной суп. Люба активно участвовала в чистке грибов в лагере на курорте Алтын-Арашан.
Люба чистит грибы на ужин. Алтын-Арашан
Наша дружная группа утром 21 августа 2010 года. На фото слева направо: Азат, Лариса, Володя, Жаныл, Сергей, Айнура, Асхат, Алина и Любаша. Курорт Алтын-Арашан позади нас в долине. Мы переночевали возле домиков курорта и после завтрака  начали наше движение вниз - это наш последний день в горах.
Наша группа на Алтын-Арашане
Это обычная дорога, которая ведет с Алтын-Арашана. Можно идти по ней вниз до лесхоза Аксуйского, но есть и еще один путь - через перевал Орток и спуск к курорту Ак-Суу. Мы вначале двинулись по обычному пути. На фто мы проходим место, где река Арашан шумит где-то далеко внизу. Здесь, справа, памятник погибшим в аварии - когда-то давно грузовая машина, ржавый остов которой можно видеть внизу, сошла с дороги и улетела вниз.
Далее, по ходу движения, будет т.н "серпантин", где дорога спустится вниз к реке Арашан.
Дорога с Алтын-Арашана
Тропа на перевал Орток начинается после того, как мы прошли верхнюю часть "серпантина". Сначала тропа очень отчетлива и проходит по красивым местам. Но потом, после нескольких километров, есть место, где можно потерять правильный путь и уйти вверх на скалы. Так что нужно иметь запас воды (ручьев до самого курорта Ак-Суу не будет), правильное представление о тропе, и путь может быть сокращен, если сравнивать дорогу, идущую внизу вдоль реки.
На фото: По тропе идут Володя, Жаныл, Айнура, Азат, Люба и Асхат. Виден позади нас "серпантин" на курорт Алтын-Арашан, по нему дорога идет от реки Арашан вверх, набирая высоту. Сам курорт находится внизу от тех дальних скал справа на фотографии.
Тропа на перевал Орток после серпантина на Алтын-Арашан
Не так быстро, как планировалось, мы достигли свою цель - перевал Орток. Сначала Асхат, Люба, я, Алина, Лариса и Жаныл пришли на перевал, а затем, через несколько минут, подошли Айнура, Володя и Азат (на фото). Погода начинала портиться, со стороны озера Ала-Куль и курорта Алтын-Арашан вылезли дождевые тучи. Но это нас уже не пугало. Оставалось лишь спуститься по хитрой тропе с перевала Орток к курорту Ак-Суу, где мы сядем в маршрутку и доедем на города Каракол (на фото тоже, это уже через час от того момента, как мы были на перевале).