Персональная страница Сергея Щетинина. Фото Кыргызстана, Каракола, Иссык-Куля, Алтая, Монблана, восхождения, отдых, путешествия
На главную страницу Отправить письмо
2004г. Восхождение на г.Белуху 4506м. Аккем, Кучерла, Каратюрек, Шамбала, Томские стоянки.

2012

Алтай-2004. Белуха.

Все статьи сайта...

Альпиндустрия Новосибирск: Туризм, альпснаряжение, лыжи, экипировка, одежда

Поддержите сайт в каталоге ресурсов NGS.RU

Сергей Щетинин: Озеро Иссык-Куль Киргизия Каракол Новосибирск - новости сайта в формате RSS/XML shetinin.com
2010. Озеро Ала-Куль
Август 2010. С Каракольского ущелья в Алтын-Арашан через озеро Ала-Куль

Планировали мы этот поход давно, несколько лет. Азат, мой одноклассник, с которым мы почти ежегодно встречаемся, когда я приезжаю в Киргизию, давно уже хотел побывать на озере Ала-Куль. В 2008 и 2009 годах этот треккинг у нас не сложился – то погода была затянувшейся пасмурной, то не собирались все участники, которые заранее давали положительный ответ на то, чтобы на несколько дней пропасть в горах. И вот, в этом 2010 году, когда я приезжал в феврале на горнолыжную базу Каракол и встретился с Азатом и Айнурой, мы окончательно решили, что пойдем – хватит откладывать. Запланировали поход на август – самый стабильный месяц, в плане погоды.

Подошло время, я взял отпуск и прилетел в Киргизию, Айнура выкроила перерыв между своими треккингами (а это было непросто для нее – ведь она гид, и заказов на лето, и особенно август, было немало в этом году), Азат тоже воспользовался отпуском и ехал в Каракол. На 17 августа у нас был запланирована общая встреча и обсуждение похода. Но тут так получилось, что вместо трех-четырех человек в поход собралось девять. А предшествовало этому то, что за день или два до общего сбора у нас произошла встреча одноклассников, на которой нашу идею похода на озеро Ала-Куль одобрили еще несколько человек. Итак состав участников:

1. Азат (Бишкек) – одноклассник, инициатор идеи похода, рыбак еще тот
  2. Айнура (Каракол) – одноклассница, самый красивый и добрый гид Киргизии
  3. Алина (Санкт-Петербург) – девятиклассница, племянница Асхата
  4. Асхат (Каракол) – одноклассник, мой лучший дружище
  5. Володя (Каракол) – коллега Асхата по работе (Кумтор), увлекается хомячками
  6. Жаныл (Бишкек) – одноклассница, подруга Айнуры, юрист
  7. Лариса (Новый Уренгой) – одноклассница, северянка
  8. Люба (Новосибирск) – моя дочка, самый юный участник похода (9 лет)
  9. Сергей (Новосибирск) – да это я

17 августа мы обсудили по дням весь поход, распределили меню на все приемы пищи в треккинге и пошли закупать продукты. Параллельно мы искали транспорт на первый день, на котором мы смогли бы добраться вверх по Каракольскому ущелью до альплагеря. Также мы взяли напрокат несколько рюкзаков, палатку, спальные мешки для тех участников, у кого не было необходимого снаряжения. 18 августа 2010 в районе обеда мы собрались в центре города Каракол, потрапезничали в одном из кафе и двинулись на УАЗике типа «таблетка» в горы (цена заброски всего 60$, зато экономия времени в несколько часов).

План треккинга (похода) у нас был такой:

1 день. Заброска на машине до альплагеря в Каракольском ущелье (20км). Подъем от моста через реку Каракол вверх до приюта «Сирота» (высота около 2800м). Ночевка

2 день. От приюта «Сирота» вверх до озера Ала-Куль (высота 3532м). От озера Ала-Куль до перевала Ала-Куль (высота около 3800м) и вниз. Ночевка в зоне альпийских лугов или леса.

3 день. От места ночевки до курорта Алтын Арашан. Ванны. Кофе. Ночевка

4 день. От курорта Алтын Арашан вниз до курорта Ак-Суу через перевал Орток. Каракол.

В принципе, мы выдержали этот маршрут, и спасибо всем участникам за проявленную выдержку и поддержку в трудных моментах. Главная цель нашего похода - озеро Ала-Куль (в переводе означает "Пестрое озеро" из-за изменчивого цвета воды) - достигнута. Как бонус мы прошли перевал Ала-Куль высотой 3800м, покупались в горячих источниках курорта Алтын-Арашан, поели грибной суп и собранных нами же сыроежек, шампиньонов, опят и груздей (специально для Асхата), помучились с перевалом Орток, который привел нас в ущелье Ак-Суу. Особая благодарность моей дочке Любочке за такую силу воли и терпеливость (подчас казалось, что это не первый ее поход в горы и сразу на такую высоту и сложность, а обычная прогулка в школу), и чон рахмат и many kisses нашей прекрасной Айнуре – ее доброта, помощь, выносливость и скромность достойны многократного упоминания.

В первый день, пока ехали в машине по Каракольскому ущелью, погода резко испортилась и пошел очень сильный ливень. Даже сначала подумали, что первая ночевка будет сразу, как вылезем из машины в конце пути. Но все обошлось. Забегая вперед скажу, что с погодой в походе нам очень и очень повезло!

Все интересные моменты треккинга Каракол (1800м)Каракольское ущелье (2000м)приют «Сирота» (2800м) - озеро Ала-Куль (3532м)перевал Ала-Куль (3800м)курорт Алтын Арашан (2300м)перевал Орток (2300м)курорт Ак-Суу (1900м)Каракол (1800м) отражены в наших фотографиях, к каждому фото добавлено описание и наши комментарии, так что приятного просмотра. Как обычно, лучше начать с первой фотографии, располодженной снизу и использовать ссылки навигации далее, чтобы переходить к следующей. Если у кого-то имеются вопросы, комментарии, предложения – пишите обязательно на мой email. Ваш Сергей Щетинин.

Озеро Ала-Куль (Алакуль) появляется не постепенно, а как-то сразу. Тропинка петляет по скалам, которые скрывают от взора гладь этого высокогорного озера, и потом выходит на площадку, с которой перед Вами предстает это чудо природы - озеро Ала-Куль.
В переводе это название означает "Пестрое озеро", так как в разную погоду цвет воды меняется. Даже в один момент, когда облачно или ветрено, одна часть озера может быть морского, а другая часть изумрудного цвета.
Высота, на которой расположено озеро Ала-Куль, составляет 3532 метра над уровнем моря. Из-за низкой температуры воды и такой высоты, в озере Ала-Куль нет рыбы.
Озеро Ала-Куль. Первый взгляд.
Именно в этом месте и вытекает речушка из озера Ала-Куль. Сначала вода уходит сквозь небольшую расщелину в скалах (своего рода природная дамба или плотина, которая удерживает озеро на это высоте), образуя водопад, который мы видели ранее, а далее вода стекает рекой по ущелью вниз, до приюта "Сирота", где уходит в камни и пропадает.
Природная дамба озера Ала-Куль
На берегу озера Ала-Куль мы устроили небольшой обед и отдых. За это время прошла небольшая фотосессия у воды. Берег сразу же обрывается круто обрывом, что показывает цвет воды Ала-Куля.
На фото Азат, Люба, Жаныл, Володя.
Вода озера Ала-Куль
Отдохнув, плотно перекусив и сделав немало фотографий у озера Ала-Куль, надо было двигаться дальше в сторону перевала. Путь предстоял еще далекий и задерживаться на такой высоте не стоило. Попасть в непогоду на озере Ала-Куль очень нехорошо. Вспоминается 1996 год, когда у нас была ночевка на берегу озера. Стояла солнечная погода, я даже нырнул в озеро с берега. Но вскоре набежали тучи и пошел снег - дождя здесь почти не бывает, только снег и ветер.
Так что лучше полюбоваться озером Ала-Куль и идти дальше по маршруту пока светит солнце и облаков не очень много, как было у нас. Ветер тут почти всегда дует холодный, так что Люба, как видно на фото, натянула ветровку и следовала с нами в группе. Держалась она все еще очень хорошо. Времени от начала сегодняшнего пути уже прошло около 2-3 часов.
Дальше в путь, медлить не стоит на Ала-Куле.
От того места, где мы отдыхали и обедали, тропинка уходит не по берегу озера Ала-Куль, а сразу по склону по камням вверх к скалам. Перевала не видно в начале этого пути. Девчата уже начали сильно уставать (особенно самые юные). От линии воды мы то поднимались метров на 100, то потом опять спускались на 50 вниз. Все чаще и чаще останавливались на пару минут, чтобы подышать и отдохнуть.
Тропинка на перевал Ала-Куль
По пути на перевал Ала-Куль нам открылся вид на ледник, который и питает это озеро. Внушительный пик Ала-Куль Кыры и стекающий с него ледник, с которого вьется летной речка, представляют собой красивую картину.
Ледник питающий озеро Ала-Куль. Пик Ала-Куль Кыры
Юные леди нашего восхождения на перевал Ала-Куль уже совсем устали. Чтобы их сильно не расстраивать, мы не показывали им конечную цель нашего подъема (которая, как раз с этой точки открылась где-то, казалось, невообразимо вверху и далеко).
Я и Асхат шли в арьергарде нашей группы вместе с Любашей и Алиной. У Любы я уже забрал ее микро-рюкзачок, чтобы хоть чем-то облегчить ее первое "высотное" восхождение. Почти каждые 30-40 метров мы останавливались, приседали на камушки (благо пендалями запаслись заранее) и отдыхали пару минут.
Погода нас не подгоняла - облака, которые не казались нам очень страшными, обходили стороной или висели, зацепившись за макушки окружающих нас пиков. А внизу, все дальше от нас, играл бликами солнца Ала-Куль.
Все выше и выше к перевалу Ала-Куль
На предпоследнем привале перед перевалом Ала-Куль, уже где-то на высоте 3740 м, открылся еще один вид на ледник озера Ала-Куль. Тут хорошо виден пик Ала-Куль Кыры, его ледник и вытекающая с ледника речка, которая петляет среди скал (а по ее пути слева виднеется еще одно ледниковое озерцо), и втекает в озеро Ала-Куль.
Еще один вид пика Ала-Куль Кыры, ледника, реки и озера Ала-Куль
Перед перевалом Ала-Куль со стороны озера есть "полка" (наверное какой-то моренный вал), которая отчетливо видна, и там у нас был сделан последний привал с отдыхом. После этого оставалось лишь собраться с силами и совершить последний бросок на сам перевал Ала-Куль на высоту 3800м.
На фото уставшие участники второго дня похода: Володя, Асхат, Лариса, Люба, Сергей, Жаныл.
Последний привал перед перевалом Ала-Куль
До перевала Ала-Куль, который был уже виден, оставалось около сотни метров. Так близко и так далеко, казалось всем. На самом деле ходу-то всего минут 15, и стоило лишь немного отдохнуть и продолжить путь. Перевал Ала-Куль - 1А категория сложности, высота 3800 метров над уровнем моря.
На фото Лариса и Люба перед последним рывком на перевал.
Вид на перевал Ала-Куль 3800м.
Отдохнули и двинули дальше. Подъем на перевал Ала-Куль (3800м) не должен был занять у нас уже большого времени. Оставалось лишь менее ста метров - и мы будем на перевале Ала-Куль. А ведь могли и не достигнуть этого места, если бы разыгралась непогода или кто-нибудь не выдержал нагрузки. Но все держались молодцом!
На фото: Айнура, Жаныл и Люба выдвинулись в авангарде на последний штурм перевала Ала-Куль.
Подъем на перевал Ала-Куль 3800м
Ну вот, уже первые наши ребята на перевале Ала-Куль - Айнура, Жаныл и Люба. Лариса, Азат и я на подходе. Позади нас Володя, Асхат и Алина. Все участники перед самым перевалом пошли увереннее, т.к. уже чувствовалось, что через несколько минут их мучения подъема прекратятся.
Первые участники уже на перевале Ала-Куль
Обернувшись назад, перед самым перевалом Ала-Куль, я сфотографировал открывшийся отсюда вид на озеро Ала-Куль, которое уже сменило цвет на более синеватый, на то место (полка, или вал, оставшийся от ледничка?), где мы отдыхали недавно, на тропинку, по которой подымались Асхат и Алина к перевалу Ала-Куль.
Озеро Ала-Куль: Асхат и Алина поднимаются на перевал Ала-Куль
Вот она - звезда нашего похода - Люба Щетинина!
В свои неполные 10 лет она, с завидной выдержкой, упорством и терпением, достигла этой высоты в 3800 метров над уровнем моря - впервые, сама, пешком. За этот второй день похода она увидела много необычного и красивого - понравившиеся ей "сыпухи", водопады и бушующие речки, прекрасное высокогорное озеро Ала-Куль, ледники и снег, пики и скалы, диких животных и птиц!
И теперь, после 5 часов подъема по камням и сыпучим тропинкам, она стояла на перевале.
Перевал Ала-Куль - покорен Любашкой!
Для подтверждения этого, правда, предстояло еще спуститься с него, что также является испытанием.
Люба Щетинина - Я на перевале Ала-Куль! Высота 3800 метров над уровнем моря!
На перевале обычная традиция - сфотографироваться, отдохнуть, перекусить, если позволяет погода. А нам она позволяла сегодня все! В нужное время прикрывала нас от солнца и делала прохладу, в нужные моменты разгоняла облака для того. чтобы мы могли увидеть окружающие пейзажи во всем великолепии.
На фото: Наша группа стоит на перевале Ала-Куль на высоте 3800м после 5 часов подъема от приюта "Сирота". С 2800 на 3800 метров - километр набора высоты! Все рады, но чувствуется, конечно, усталость.
Мы на перевале Ала-Куль
По другую сторону перевала Ала-Куль открывался вид на еще далекое ущелье Арашан и моренную долину сразу после перевала, где, по всей видимости, нам предстояло встать лагерем на травке у первой воды. Юным участникам похода уже необходим был более основательный отдых, чем минутные перерывы, поэтому до зоны леса мы сегодня вряд ли дойдем.
Впереди нас ждал крутой спуск с перевала вниз по сыпухе, в обход снежного карниза, который на перевале Ала-Куль не исчезает никогда.
Вид с перевала в сторону ущелья Арашан
Когда смотришь с перевала Ала-Куль вниз, то кажется, что нереально круто придется спускаться. Но когда внимательно начинаешь потихоньку движение, то к крутизне привыкаешь. Движение по сыпухе многим даже понравилось - можно спускаться вниз даже очень быстро, используя скольжение ботинок, как лыжи.
На фото снизу вверх - Лариса, Айнура, Жаныл, Володя, Алина и Асхат спускаются с перевала Ала-Куль зигзагом по сыпухе.
Спуск с перевала Ала-Куль. Сыпуха
Карниз Ала-Куля мы обошли справа (если на фото). Есть еще одна тропа слева, но эта казалась нам обычной и безопасной. Алина, как и Любаша, уже чувствовала усталость и передвигалась потихоньку, чем и воспользовался Асхат и сфотографировал ее на фоне снежного карниза, свисающего с перевала Ала-Куль.
Алина на фоне снежного карниза перевала Ала-Куль.
После крутого спуска с перевала Ала-Куль по сыпухе, после которой у нас ботинки были полные мелких камней, нас ждал снег, целое поле.
Люба уже шла на автопилоте - то улыбалась, то молчала, то спрашивала что-то, то пускала слезы. Нагрузка сегодня на нее упала огромная. Дело не в рюкзачке, который она мне отдала еще на подходе к перевалу Ала-Куль, а той продолжительности пешего пути и подъему на такую высоту, которую она раньше только на самолетах преодолевала.
Я и Люба подходим к снежному полю.
Вперед, по снежному полю, как зомби, шатаясь и проваливаясь, двинулись наши девчата - Айнура (ну она правда не шаталась), Лариса и Любаша.
Девчата штурмуют снежное поле
Асхат, Алина и Жаныл "доштурмовывают" снежное поле. Здесь, по окончании снега, мы решили немного передохнуть, дождаться всех и окинуть взглядом перевал Ала-Куль и спуск, которые мы преодолели. Кстати отсюда видны несколько путей подъема-спуска на перевал Ала-Куль с востока.
Вид на перевал Ала-Куль снизу
Наши лица и позы после спуска с перевала Ала-Куль.
Любе уже все равно куда и зачем мы идем, все равно, что вокруг нас - главное быстрей бы лагерь! По пути она так много сидела на своей левой руке, что та аж расплющилась, но и это ее не волновало!
Володе главное чтобы были ботинки чистые.
Алина терпит и не выдает своей усталости.
Ну, а я в одной руке держу Любу, в другой свой руль-антенну-крышку от кастрюли, и стараюсь что-то говорить Любе о том, что сейчас скоро придем, и все будет хорошо.
Алина, я, Любаша и Володя на снегу.
После того, как спустились с перевала Ала-Куль, буквально все почувствовали большую усталость. Мы еще не знали, где будет наш лагерь и ночевка, но было понятно, что до леса мы сегодня не дойдем (это еще 2-3 часа ходу с таким темпом). Было решено, что находим первый источник с чистой водой и пригодное для палаток место, и становимся лагерем.
Люба уже шла, еле переставляя ноги, жалуясь на головные боли и сонливость, такую, что она готова была принять за источник воды первую лужу и встать лагерем возле нее - главное скорее бы.
Наконец, после 20 минут хотьбы от перевала Ала-Куль (вернее от его подножья), мы нашли небольшой ручей и встали лагерем. Первое, что я сделал - быстро установил палатку (Normal-Отшельник отличная палатка) и кинул в нее каремат и спальник, в который тут же залезла Люба и мигом заснула. Мы же занялись обычным для лагеря делом, приготовлением пищи.
Наконец то лагерь. Сил больше нет!
Место под лагерь было выбрано очень хорошее - палатки установили на ровной площадке, поросшей зеленой травой, рядом протекал ручей с чистой водой, а вокруг нас
были хребты, пики, перевалы, среди которых был тот, который мы успешно перевалили за сегодняшний день - перевал Ала-Куль.
От приюта "Сирота" до места ночевки, которое располагалось теперь с востока от перевала Ала-Куль, мы дошли за 6 часов - вполне похвально, учитывая состав нашей группы, среди которых были те, кто раньше на такую высоту не выходил.
Установив палатки, мы начали готовить ужин, - на сегодня у нас была яичная лапша, которая получилась такой вкусной, что ели ее с таким аппетитом, которому бы позавидовал любой (оно и понятно, готовила ее самая красивая из всех гидов, поваров - Айнура).
А перед едой, за успешное прохождение перевала Ала-Куль и выдержку, Асхат каждому налил по 50 грамм коньяка, который был также очень кстати.
Наш лагерь под перевалом Ала-Куль (с востока)